— Теперь на нас всех собак повесят. И психолога не позвали, и детей не уберегли, и штурмовать не надо. У нас и психолога как такового нет, который мог бы быть переговорщиком, да и дети не такие уж и мирные — стреляли боевыми патронами. Но теперь поздно, затаскают по проверкам, — жалуется псковский полицейский, который 14 ноября был в составе группы, выехавший на задержание "Бони и Клайд" — девятиклассников одной из псковских школ Дениса М. и Екатерины В., которые сначала забаррикадировались в доме отчима девушки в посёлке Струги Красные, а спустя несколько часов покончили собой. По крайней мере, пока к этой версии склоняется следствие. Резонансным этот случай стал из-за трансляции в "Перископе", которую вели подростки все последние часы своей жизни.
По данным Лайфа, сотрудники прокуратуры и следователями УСК РФ по Псковской области, действительно проводят проверку в отношении сотрудников МО МВД России "Струго-Красненский", которые участвовали в операции по задержанию 15-летних подростков.
– Следователи сейчас выясняют, почему полицейские во время переговоров с подростками, не привлекли профессионального психолога, а через какое-то время после того, как они перестали выходить на связь, приняли решение о штурме, рассказывает источник Лайфа в правоохранительных органах Псковской области.
Сотрудники СК РФ уже допросили всех участников операции. Среди них и начальник МО МВД России по Струго-Красненскому району Сергей Петров, который и руководил операцией по задержанию подростков и последующим штурмом.
– Офицер заявил в разговоре со следователями, что он действовал в рамках закона и сделал всё, по его мнению, от него зависевшее, чтобы не пострадали люди, живущие в посёлке, чтобы сохранить жизни сотрудников полиции, а главное — пытался до последнего момента сохранить жизнь подросткам, рассказал Лайфу собеседник из правоохранительных органов Псковской области.
Обстоятельства смерти подростков также внимательно изучают и судмедэксперты. Так, по сообщению источника в правоохранительных органах, у подростков обнаружены огнестрельные ранения в области подбородка.
— И у одного, и у другого подростка обнаружены огнестрельные ранения в области подбородка с выходом в центральную и правую части лица, — сообщил источник Лайфа. — Таким образом, полностью опровергается версия, что молодой человек сначала выстрелил в затылок своей подруге.
По его словам, в настоящий момент невозможно сказать, было ли это два самоубийства, или же один из подростков сначала застрелил другого, а потом и себя.
— Доподлинно это можно будет определить только после проведения генетической экспертизы, — сообщил источник.
Ранее Лайф публиковал видеозапись штурма силовиками дома, в котором укрылись подростки, открывшие огонь по полицейскому автомобилю.
Смерть в прямом эфире
Денис и Екатерина после очередной ссоры с родителями сбежали из дома. Родители забили тревогу и вызвали полицию. Детей обнаружили в дачном доме в 80 километрах от Пскова. Позднее выяснилось, что дом принадлежит отчиму девушки. Подростки забаррикадировались в помещении, вскрыли сейф отчима, в котором хранилось оружие.
Когда к дому подъехал полицейский автомобиль, они открыли по нему огонь. В "инстаграме" Дениса появилось видео со стрельбой по правоохранителям. Выстрелы юноша комментирует словами: "Последние минуты жизни нужно проводить о***нно".
За дальнейшими событиями могли следить все желающие: Денис и Катя вели прямую трансляцию в "Перископе". Там они с гордостью демонстрировали имеющееся у них оружие и патроны.
— Что, зай, не сдаёмся? — спрашивает Катя у Дениса.
Во время эфира им приходили вопросы от друзей и знакомых, основной из которых — зачем вы это делаете?
— Всё началось с того, что у нас х** в семье, — говорит Катя во время эфира.
— Родители зае***, — добавляет юноша. — Мы слишком много натворили. Я убил двух собак, прострелил ногу Катиной маме, стрелял по ментам... У нас нет вариантов.
На видео видно, что подростки относятся ко всему как к увлекательной и романтической игре. Денис и Катя называют себя Бонни и Клайдом и говорят о том, что какие "менты ссыкуны".
Судя по трансляции, которую вели подростки, очевидно, что ребята боялись сдаваться полиции, боялись тюрьмы и просто не знали, что делать…
И, видимо, ждали помощи, советов, общаясь в Сети (в кавычках — зачитанные вслух вопросы от зрителей) и диалоги самих ребят.
Катя: У нас вариант сдаться. Но это бесполезно, потому что жизнь… <…> "А что тогда, если не сдаться?"
Денис: А если мы не сдадимся, нас убьют.
Катя: А если мы не сдадимся, риал… "Все смотрят". Кто все смотрят? <…> Меня весь класс смотрит! (Смеётся.) "Я так буду скучать!" Максон, мы тоже будем очень скучать. Честно. По всем. "Что с вами-то?" У меня немного порезаны руки от моей мамы. С нами… Мы морально убиты.
Денис: Просто если мы сдадимся, мы навряд ли увидимся больше с вами. Нас распихают по разным городам и разным школам.
Катя: "Где вы бабки взяли?" Ну, сначала мы сняли с карты мамы Дениса деньги, а потом… А потом как?
Денис: Дала бабушка. А ещё один способ мы не скажем.
Катя: "Копы-то че?" А копы стоят и бездействуют! Дали нам время просто. Мы, короче, начали в них стрелять.
Денис: Самое смешное, что коп разрешил в него стрелять, а теперь, сука, говорит… [звук прерывается]
Подростки пьют алкоголь, курят, балуются оружием и не переставая матерятся, призывая своих друзей проголосовать, сдаваться им или нет. Но на тот момент зрителей ещё не так много, и они пытаются привлечь внимание всеми способами. Как только о происходящем начинают писать в СМИ, цель оказывается достигнутой.
— О, о нас уже в Москве знают! — радостно говорит Катя, когда ей присылают сообщение о том, что о них рассказывают в новостях.
Судя по трансляции, в какой то момент к дому подошла мама Дениса и через окно забрала у них оружие.
— Покончить с собой мы не можем, у нас нет оружия, — говорят ребята в трансляции.
Тем не менее через некоторое время, когда полиция пошла на штурм и ворвалась в дом, Денис и Катя расстались с жизнью. По предварительным данным, молодой человек выстрелил в девушку, а после ушёл из жизни сам.
Пресс-служба Северо-Западного округа войск Росгвардии заявила, что во время штурма сотрудники СОБР огонь не открывали.
Помощь не пришла
— Ребятам просто не дали возможности выплеснуть свои проблемы, боль, им отказали в помощи, — считает практикующий психотерапевт Светлана Лапина.
По её словам, профессиональному психологу, умеющему работать с подростками, оказавшимися в стрессовой ситуации, удалось бы уговорить их сдаться.
— Часто полиция, берёт на себя функции, которые не входят в рамки её полномочий, считает Лапина. — Именно из-за того, что полицейские взяли на себя смелость быть переговорщиками с детьми, оказавшимися в стрессовой для них ситуации, скорее всего, и привело к такой печальной развязке.
Ветеран Службы внешней разведки, эксперт по кризисным ситуациям Лев Корольков также раскритиковал действия силовиков. По его словам, в данной ситуации следовало бы сделать ставку на переговоры.
— Если эту операцию назвать захватом, то делали её непрофессионалы и непрофессионально. Эта группа была не готова к тому, что эти подростки могут быть вооружены. Кроме того, против несовершеннолетних категорически запрещается применять оружие. Необходим либо переговорщик, либо психолог — лучше всего, детский, — либо другое лицо, которое предложило бы им сдаться. Пообещать взамен в тот момент можно было всё что угодно: две подростковые жизни всё равно были бы ценнее всего остального, — объясняет эксперт.
Корольков считает, что, возможно, было бы вернее и вовсе отказаться от штурма. По его словам, умелый переговорщик в итоге убедил бы юных стрелков, что взрослые не причинят им никакого вреда, опасность миновала, и теперь всем необходимо собраться, поговорить и решить, как все участники этой истории будут жить дальше и какие уроки в результате извлекут.
"Они уже всё для себя решили"
Следователи предполагают, что именно полицейские из МО МВД России "Струго-Красненский" злоупотребили своими должностными полномочиями, что, косвенно, могло привести к гибели подростков.
– Представители МВД злоупотребили своими должностными полномочиями, когда приняли решение не прибегать к помощи профессионального психолога, а вели переговоры с подростками сами, — отмечает источник Лайфа в рядах следственной группы.
Однако в ГУ МВД РФ по Псковской области считают, что ситуация в посёлке Струги Красные 14 ноября развивалась так бурно, что было не до психологов.
– Когда группа немедленного реагирования подъехала к дому проверить информацию о местонахождении пропавших без вести подростков, по ним открыли огонь картечью, старшина и капитан, которые были в "буханке", еле увернулись от картечи, — возмущается собеседник Лайфа. – Ребята особо и разговаривать-то с нашими коллегами не хотели. Скорее всего, им эти разговоры были просто не нужны. Они уже всё для себя решили, — говорит полицейский, подтверждая свои слова постом Кати В., который она опубликовала в 11:16 утра 14 ноября 2016 года на своей странице во «ВКонтакте»:
«Я вас любила,
Но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь.
Прощайте все и друзья, и семья, и знакомые.
Не волнуйтесь, уходить буду красиво.
Удачи всем в своей жизни и пожалуйста, не бойтесь жить так как хотите или считаете нужным.
Жизнь в свое удовольствие — это наилучшая жизнь.
Люблю вас».
— Это же предсмертная записка, — продолжает офицер. — А вы говорите о помощи. Она им была уже не нужна. Эти подростки были готовы к смерти.
По мнению адвоката Гранта Казаряна, если выяснится, что подростков довели до самоубийства, то виновные лица, если их найдут, будут привлечены к уголовной ответственности по ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"). Статья предусматривает наказание от трёх до пяти лет лишения свободы.
Между тем прокуроры могут также привлечь к ответственности сотрудников МО МВД "Струго-Красненский" Псковской области, которые не пресекли незаконное хранение травматического пистолета, а также не устранили нарушения хранения огнестрельного охотничьего оружия и боеприпасов к нему.
– Если вина полицейских будет доказана, то им грозит увольнение со службы и привлечение к уголовной ответственности по статье УК РФ "Халатность", — рассказывает источник Лайфа в прокуратуре.
К уголовной ответственности за нарушения хранения огнестрельного охотничьего оружия и боеприпасов к нему также могут привлечь и Алексея Власова, отчима погибшей 15-летней Кати В., которому по наследству от умершего отца Владимира Власова достался оружейный арсенал и сам двухэтажный дом.
Именно в доме отчима Алексея Власова и решили спрятаться убежавшие от родителей псковские 15-летние школьники.