Микробы в кишечнике человека могут манипулировать его настроением

Мозг на фоне колонии бактерий
 МОСКВА, 30 дек – РИА Новости. Ученые из Британии и Испании обнаружили, что микробы микрофлоры кишечника управляют концентрацией серотонина, гормона "хорошего настроения", и таким образом могут влиять на текущее состояние духа человека, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

"Наши опыты указывают на то, как сильно микробиом человека, сложный, как Вселенная, и почти полностью забытый орган, влияет на нашу жизнь. Мы обнаружили, что рецепторы TLR2 в клетках кишечника не только являются датчиком присутствия микробов в нашем кишечнике, но и управляют транспортировкой серотонина. Многое остается неизвестным, но мы сделали первый шаг к раскрытию связи между кишечником и мозгом", — заявил Хосе Мезонеро (Jose Mesonero) из университета Сарагосы (Испания).

Серотонин является одной из самых важных сигнальных молекул и гормонов в нашем мозге. Он управляет сном и эмоциональными реакциями, отвечает за реакцию на боль, управляет работой сосудов и многих других "низкоуровневых" систем тела, в том числе и пищеварение. Аналоги этого триптамина – ДМТ, мескалин или псилоцибин — являются сильнейшими психотропными наркотиками, длительный прием которых часто ведет к дисбалансу серотонина в организме.

Мезонеро и его коллеги обнаружили, что концентрация серотонина в человеческом теле может меняться в результате активности бактерий в нашем кишечнике, изучая то, как работает рецептор TLR2 – важнейшая часть врожденной иммунной системы, которая оповещает организм о присутствии полезных бактерий в нашем кишечнике, и защищает организм от патогенных микробов.

Наблюдая за работой этих рецепторах в культурах клеток кишечника в пробирке, ученые заметили нечто необычное – появление микробов в их окрестностях и включение TLR2 приводило, помимо всего прочего, к выделению большого количества белковых сигнальных молекул, которые обычно встречаются в мозге, а не в желудочно-кишечном тракте.

Эти молекулы, как выяснили ученые, заставляют клетки так называемого "ядра шва" в продолговатом мозге выделять большое количество молекул серотонина. Таким образом, появление большого количества определенных микробов в кишечнике может заставить мозг увеличивать или уменьшать концентрацию серотонина в организме, что будет влиять на настроение человека.

Серотонин, как отмечают ученые, замешан в развитии целого ряда психических и нейродегенеративных заболеваний, таких как депрессия, внезапная младенческая смертность или болезнь Хантингтона. Возможно, что многие из этих болезней могут быть спровоцированы или, наоборот, подавлены микрофлорой. Ученые планируют проверить, так ли это на самом деле уже в ближайшее время, экспериментируя на мышах и крысах.