
МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Сорок пять лет назад президент США Ричард Никсон перетасовал конфигурацию треугольника СССР — США — Китай, сделав ставку на прорыв в отношениях с Пекином. Барак Обама пытался сделать "поворот" к Азии краеугольным камнем американской внешней политики, однако его преемник Дональд Трамп может совершить разворот от Китая к России, пишет бывший шеф пекинского бюро The Washington Post Джон Помфрет в колонке на сайте газеты.
Тогда Киссинджер сказал, что "через двадцать лет ваш наследник, будь он настолько же мудр, насколько мудры вы, будет опираться на русских против китайцев". Дипломат предлагал президенту "сыграть в баланс сил" на противоречиях Москвы и Пекина. В то время китайцы нужны были США, "чтобы скорректировать и проучить русских", тогда как в будущем могла бы сложиться обратная ситуация.
Многое в поведении Дональда Трампа говорит о том, что избранный президент США рассматривает возможность обратного поворота, замечает Помфрет. Посредством заявлений, телефонных звонков и постов в Twitter Трамп продемонстрировал начало новой, более жесткой политики в отношении Китая.
Избранный американский лидер впервые за несколько десятилетий пообщался с президентом Тайваня. Через некоторое время Трамп в интервью Fox News Sunday усомнился в правильности политики единого Китая, избранной Штатами после исторического визита Никсона. Он также обвинил Пекин в валютных и торговых махинациях, тогда как на второй линии Китай атаковала Карли Фиорина, считающаяся вероятной кандидатурой на место в команде избранного президента — по итогам разговора с Трампом она сообщила, что Пекин считается, возможно, главным соперником США, набирающим силу.
Между тем Дональд Трамп позитивно настроен в отношении контактов с Москвой. На это указывает благоприятный тон его заявлений о Владимире Путине и потенциальные кадровые назначения — Рекс Тиллерсон и Майкл Флинн, номинированные президентом на посты госсекретаря и советника по национальной безопасности. Обоим кандидатам приписывают связи с Россией.
"Сейчас вопрос в том, сработает ли поворот Трампа в мире, сильно изменившемся со времен холодной войны. Каковы цели, кроме как довести Пекин до белого каления? И что США должны дать России, чтобы вырвать ее из объятий Китая?" — пишет колумнист.
Отношения Москвы и Пекина носят деловой характер — они поддерживают друг друга в Совбезе ООН, ведут совместные военные учения в Южно-Китайском море, замечает журналист. Кроме того, за минувшие десятилетия Россия продала Китаю оружия более чем на $30 млрд. В то же время китайская экономика растет гораздо быстрее российской, из-за чего Москва может считаться китайцами "младшей сестрой" Пекина, тогда как в 50-х годах, на пике китайско-советской дружбы, она была для Китая "старшим братом". Такое положение дел не может устраивать Россию, которая очевидным образом заинтересована увеличить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Желание Дональда Трампа сыграть в "игру Киссинджера" при таком балансе означает большую непредсказуемость мира, в котором американская мощь уже не может считаться несравнимой и неоспоримой, заключает журналист.