Способы компаний ухода от уплаты долгов стали стандартными — перерегистрация в российской глубинке, смена учредителей и менеджеров.
Коллекторы обратились к Службе судебных приставов с просьбой урезонить крупных должников, которые ловко научились от них прятаться. С просьбой внедрить "новую тактику взыскания" к главе ФССП Артуру Парфенчикову обратился Центр развития коллекторства: он предложил ведомству внедрить в практику взыскания новый способ работы с особо сложными долгами организаций.
Речь идёт о случаях, когда компания различными хитрыми способами уклоняется от погашения задолженности. В отличие от простых смертных директора и собственники перемещаются с охраной, и их не запугать ни полицией, ни битой, ни судом. А чтобы не платить, они уже разработали "стандартный набор действий", говорится в письме.Стандарт, чтобы не платить
Самый распространённый способ обмануть кредитор — смена юридического адреса. Должники практикуют смену своего юридического адреса на так называемый массовый адрес, по которому уже зарегистрировано множество компаний. По сути, это означает, что найти по такому адресу должника попросту невозможно, поскольку он там не базируется, как, впрочем, и все остальные числящиеся там организации.
Также смене подлежат собственники и руководители уклониста. Компания в таких случаях, как правило, по-прежнему принадлежит тем же лицам и лишь формально её владельцем становится какой-нибудь "массовый учредитель". Принцип тот же — это лицо, за которым числится множество организаций и найти которого, чтобы предъявить долг к оплате, практически невозможно.
При этом деятельность с компании-должника перебрасывается на другие компании группы. То есть компания работает по-прежнему, а все долги перекинуты на фирму-пустышку, которую ещё надо будет найти.
Сама же компания действует по уже стандартной схеме. Она сменила юрадрес, "переехав" из Москвы в Республику Татарстан, где сейчас зарегистрирована по "массовому адресу". Также сменился учредитель — вместо совладельца сети 36,6 Владимира Кинцурашвили теперь значится некий Олег Галанин, а основная деятельность должника переброшена на другие компании группы.
При этом, говорится в письме, "сеть продолжает деятельность, занимается слияниями и поглощениями, а в перспективе может быть продана крупнейшей в мире сети аптек, то есть имеет возможность погашения большой части долгов".
Освоил российские методы сокрытия от коллекторов также известный итальянский производитель стеклянной мозаики Бизацца, работающий в России. У компании уже сменилось название на ООО "Ремстрой", а сама она была продана подставным лицам, отмечают коллекторы.
Самостоятельное банкротство
Избежать расплаты с кредиторами организации-должники пытаются даже в процессе своего банкротства.
Например, компания "Белый ветер цифровой" (БВЦ). В августе 2014 года она подаёт заявление о собственном банкротстве в суд Ульяновской области. Притом что в этом регионе регистрируется всего лишь за несколько дней до этого. Более того, вскоре аналогичное заявление о банкротстве в суд Поволжского округа подаёт уже другая структура БВЦ.
Такие ходы с регистрацией в другом городе и "параллельным банкротством", очевидно, имеют цель запутать кредиторов и скрыть от них свои активы.
Другой пример — компания "Грань", которая, сменив название (ранее "Германика", крупный столичный автодилер Volkswagen), вступает в процедуру банкротства без извещения об этом кредиторов, хотя по закону они должны быть уведомлены об этом. По мнению кредиторов ООО "Грань", этого не было сделано специально, чтобы избежать погашения задолженности.
— Компании действительно очень часто умышленно кидают своих кредиторов на деньги и фактически остаются при этом безнаказанными, — признаёт управляющий партнёр группы юридических и аудиторских компаний СБП Кира Гин-Барисявичене. — Такое положение дел не идёт на пользу ни людям бизнеса, ни государству, ни нашей экономике.
Центр развития коллекторства предлагает приставам в подобных случаях применять метод, основанный на привлечении к уголовной ответственности по двум статьям Уголовного кодекса — 177-й ("Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности") и 315-й ("Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта"). Суть новации в том, чтобы, изучив возможность применения уголовной ответственности, сообщить компании-должнику, что информация об уголовном преследовании выйдет в публичную плоскость, то есть будет доведена до контрагентов компании, а также опубликована в СМИ.
Однако случаи привлечения компаний, уклоняющихся от своих долгов, к ответственности по указанным статьям сейчас довольно редки.
— В статье 177 УК чётко и детально не прописано, что следует считать злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности, — говорит Барисявичене.
Таким образом, основным "козырем" в руках взыскателей может стать именно придание публичности информации об уголовном преследовании. Такие сведения могут отпугнуть многих контрагентов должника, особенно иностранных, не говоря уже о потенциальных кредиторах, включая банки.
В пресс-службе ФССП Лайфу заявили, что "данный вопрос изучается".